На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Андрей Алферов
    Враг - США! (В.Путин) Только равная и неделимая безопасность нашим территориям ,которая обеспечивается взаимным наце...«Массированная ра...
  • Анна Романова
    А владельцы не хотят помочь пострадавшим?«Крокус Сити Холл...
  • Гарий Щерба
    Просто  УДИВИТЕЛЬНЫЕ  ......ЛБОЕБЫ ,  думают что им  ЭТО ПРОКАТИТ ? ха , да  КАК  бы  НЕ ТАК , эти  ПАДЛЫ на  КАРАНДА...В НАТО похвастали...

Православный Севастополь (ФОТО)

 

Подавляющим большинством населения нашей страны Севастополь в истории России понимается и воспринимается в основном в реалиях ратных, а именно – в массовом и в полном смысле этого слова – народном! – подвиге защитников города двух его героических оборон.

Это совершенно понятно и естественно, ибо очевидность непреходящих во времени таких примеров запредельного мужества, самоотверженности и самопожертвования во имя Отечества, проявленных защитниками города на его бастионах и в окопах – вся история человечества знает не так уж и много. Хотя человечество, к сожалению, воюет всё документально доступное для обозрения время своего пребывания на планете Земля.

Но Севастополь для нашей истории легендарен не только воинской славой, но и особым местом в становлении, укреплении и развитии православной веры на Руси, ставшей мировоззренческим основанием, на котором усилиями наших пращуров была воздвигнута самая мощная на планете христианская Империя.

После этих строк для многих подтверждением сего факта сразу же вспомнится хрестоматийное Крещение Руси князем Владимиром в Херсонесе (Корсуни), имевшее место в 988 году.

В.М.Васнецов, часть фрески «Крещение князя Владимира», находящаяся во Владимирском соборе Киева

Хотя формально князь крестился лично, а не «погружал в купель Русь», но именно через купель княжеского крещения на территории Херсонеса (Косуни), ныне находящегося в городской черте Севастополя, и Русь и Русский Мир получил благодать Духа Святого.

Вот как об этом рассказывает «Повесть временных лет»: «И повелел крестить себя. Епископ Корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира, когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви св. Василия, а стоит церковь та в г. Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а Царицына палата – за алтарем. По крещении же Владимира привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, ныне же говорят – в Васильеве, а другие и по-иному скажут».

Истина крещения состояла в том, что был сделан цивилизационный выбор нашего народа, который на протяжении тысячи лет позволил выковать и сохранить наши национальные самосознание и культуру, устоять и победить во множестве испытания, извне веками обрушивающихся на нашу Родину.

Можно не верить в Иисуса, именовать себя просвещённым материалистом и допускать мифически-фантастические «сослагательные альтернативы» исторических векторов развития в трактовке «а вот если бы!..», но нельзя отрицать факта – без всяких если – что именно на духовном фундаменте православия Россия была, есть и сохранит себя в будущем.

И этот фундамент частью своего основания находится нынче в границах Севастополя.

Однако в древнейшей истории, связанной с Херсонесом и имевшей самое прямое и эпохальное влияние на историю Руси, есть ещё один эпизод, по-своему не менее знаковый и важный.

Именно – по-своему!

И находится этот эпизод не в рамках, если можно так выразиться, внутренней государственной политики, как «выбора веры для народа и государственной религии для страны», а в области сохранения этой веры словом в душе каждого верующего православного человека в России.

Но всё по порядку…

Согласно христианскому преданию, Святой Климент Римский, ученик Апостола от двенадцати Петра и третий по счёту его преемник на римской кафедре, за проповедь христианства римскими властями был арестован, подвергнут истязаниям и сослан на окраину Римской империи, в Крым.

Где в 103 (по другим источникам в 101) году от Рождества Христова, после тяжких работ на каменоломнях, принял мученическую смерть – его сбросили в море с якорем на шее в окрестностях Херсонеса, точнее – где-то в нынешней бухте Казачьей.

Во имя этого святого в Инкермане находится Свято-Климентовский мужской монастырь (на фото ниже):

Там же, в бухте Казачьей, на небольшом островке, Святой Климент и был похоронен. И возле его захоронения ежегодно происходило чудо.

В VI столетии дьяконом Феодосием это чудо описывалось так: «Также город Херсон, что у моря Понта; там претерпел мучения святой Климент; гробница его в море, где было брошено его тело; этому святому Клименту был привязан на шею якорь, и теперь, в день его памяти, все, народ и священники, садятся в ладьи, и когда приплывают туда, море высушивает шесть миль, и на месте, где находится сама гробница, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение восьми дней служатся там литургии, и Господь совершает там много чудес: там изгоняются бесы, и если кто из одержимых получит возможность прикоснуться к якорю и прикоснется, то сейчас исцеляется».

Конечно, 6 миль для бухты – это фактически не только полное её осушение, но и осушение моря рядом с ней на приличное расстояние. Вполне допустимо, что в меру длин, тем более в морской терминологии, во время многочисленных переписок текста и перевода – вкралась ошибка. Впрочем, сие малосущественно…

Существенно другое, а именно: в столетии уже XIX в бухте, у самой её «вершины», действительно находился (и находится сейчас часть его фрагмента) крохотный островок, тогда чуть более 300 квадрантных метров с остатками совсем небольшого храма. Со временем перешеек, соединявший островок с берегом, и большая часть островка, ушли под воду…

План храма на островке в Казачьей бухте по Косцюшко-Валюжиничу

(В качестве справки: Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич (1847-1907) – основатель и первый директор Херсонесского музея).

Вернёмся к сути событий происходивших здесь, в Херсонесе и его окрестностях, многими веками ранее…

C конца VI столетия в Византии последовательно друг за другом приходят к власти, так называемые, императоры-иконоборцы, категорически не приветствующие почитание мощей. Хотя явно и не преследующие почитателей оных.

По всей вероятности, дабы не впасть в некую опалу к императорской власти, уже духовные херсонесские власти перестают благословлять местных верующих на паломничество к острову с прахом Святого Климента. И через ряд поколений, к концу столетия VIII и началу столетия IX, о могиле Климента «в народе забывают».

Всё меняется с появлением в Херсонесе в самом начале второй половине IX столетия (по преданию – в 861 году) «солунских братьев», Константина Философа(впоследствии Кирилла) и его брата Мефодия. Тех самых создателей славянской азбуки, начертанием букв которой мы пользуемся в данный момент, читая, в том числе, и эти строки.

Братья прибыли в Херсонес, как сейчас говорят, «проездом», ибо конечной целью их путешествия и дипломатической миссии был Хазарский каганат.

Братья просто пережидали в Херсонесе зиму.

И вот Константин, человек для своего времени прекрасно и универсально образованный, выступает инициатором поисков мощей Святого Климента.

Все перипетии последовавших затем драматических событий поиска, обретения и размещения мощей уже в храмах самого Херсонеса подробно описывает текст: «Слова на перенесение мощей преславного Климента», с которым любой желающий может ознакомиться самостоятельно. Важен итог, а он был успешным: «…рёбра, голова, руки, бедра Святого и даже мельчайшие частицы костей - все было сложено в специально подготовленный ковчег…».

Смерть Святого Климента Римского и обретение его мощей (икона, фреска)

Далее события развивались так.

Глава Святого Климента остаётся в Херсонесе, в кафедральном соборе. А оставшиеся фрагменты мощей Константин забирает с собой. По прибытии в Константинополь он не афиширует произошедшего и того, чем обладает, а с братом Мефодием отправляется в Моравию, где в продолжение нескольких лет братья занимаются переводом книг Священного Писания с латыни (и греческого) на церковнославянский язык на основе старославянской азбуки, авторами которых братья и являются.

И вот здесь очень важный момент.

Моравия в то время находится под юрисдикцией Рима, где богослужение в храмах допускается только на латыни. Языке, который большинство «простых» славян не знало и не понимало. Соответственно и слова Спасителя для них оставались некой звуковой абстракцией – совершенно непонятной разуму и душе чужой речью.

Всякие же попытки изменить язык богослужения на понятный людям, на тот, который является для них родным – жесточайше пресекались римской церковной иерархией.

В 868 году Кирилл и Мефодий приезжают в Рим и передают папе римскому Адриану II мощи папы-мученика, ученика Апостола Петра, Святого Климента, почитание которого в Риме было очень высоким.

В равной степени Святой мученик Климент очень почитаем и в Православии. Для Рима же того времени это было, бесспорно, потрясающим воображение верующих событием.

Встреча мощей св. Климента в Риме (фреска в одноимённой базилике в Риме)

Базилика св. Климента. Современный вид

Кирилл же и Мефодий вслед за передачей мощей заявляют о том, что их миссия создания славянской азбуки и перевод на уже церковнославянский язык книг Священного Писания находится под прямым покровительством Святого Климента.

И обретение его мощей братьями является Божественным откровением на их инициативу вести богослужения на родных для славян языках.

Собственно, они словно возвращали римскую церковную иерархию к тому, как и должно было быть изначально.

А именно: «После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова… Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, т. е. по-нашему – девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы.

И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошёл на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошёл же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души... Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?».

А потом Апостолы разошлись «по всем народам» проповедовать им Слово Божие на их языках.

В нашей же истории, после вручения мощей Св. Климента Адриану II, незамедлительно происходят, по сути, «революционные» события. Папа Адриан II освящает так называемые, «славянские книги».

Более того – Кирилл и Мефодий становятся епископами, а многие их ученики из славян – пресвитерами.

То есть наступает момент, когда у западных и южных славян появляется своя церковная иерархия, и они перестают рассматриваться всего лишь как сырьевой, культурологический и политический придаток к Риму и к Константинополю.

А ведь до этого момента та же Византия «ставила» славянам греческих священников, которые вели богослужение исключительно на греческом языке с прагматичной целью полной «эллинизации» славян и отлучения их от своих этнических и культурологических корней.

Так что «с помощью» Святого Климента, Апостола от семидесяти, чьи мощи были обретены в Херсонесе и усилиями Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия славяне получили не только «общую азбуку и язык» и возможность вести на родном языке христианское богослужение, но благодаря родному языку – со словом Божием на нём и в нём – славяне получили мощный щит и защиту от греческо-римской экспансии по насильственной их ассимиляции «во франков» или «в немцев».

Св. Климент Римский (фрагмент) XVI–XVII век. (Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева)

Так что к моменту крещения князя Владимира в Херсонесе (Корсуни) для богослужение в храмах уже собственно в самой Руси на церковнославянском языке, понятном князю и всем остальным, было возможно и стало таковым благодаря тому, что немногим ранее здесь же, в Херсонесе-Корсуни, Кириллом и Мефодием были чудесным образом обретены мощи Святого Климента Римского. Обретение которых даже не косвенным, а самым прямым образом повлияло на развитие, в том числе, и современного русского языка.

О чём очень точно сказано А. Шахматовым: «Памятники XI века, то есть первого столетия по принятии Русью христианства, доказывают, что уже тогда произношение церковнославянского языка обрусело, утратило чуждый русскому слуху характер; русские люди обращались, следовательно, уже тогда с церковнославянским языком как со своим достоянием, не считаясь с его болгарским происхождением, не прибегая к иноземному учительству для его усвоения и понимания… Учителей мы оттуда не выписывали, довольствуясь тою школою русских попов и дьяконов, которая, по свидетельству летописи, была создана еще при Владимире Святом».

(В качестве справки: Алексей Александрович Шахматов (1864-1920) – филолог, лингвист, историк, основоположник изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы).

Покидая Херсонес, князь Владимир забрал с собой в Киев главу Святого Климента, которая была в особо торжественной обстановке помещена в специальную раку в храме Богородицы.

Русь получила легитимное признание во всём христианском мире, подчёркивая авторитет своей княжеской власти и её святости, утверждаемой на мощах мученика за христианскую веру Св. Климента Римского.

Мощей, обретённых для всего христианского мира Кириллом и Мефодием в Херсонесе-Корсуни, а теперь уже в их нынешнем легендарном историческом преемнике – городе-герое Севастополе, на, бесспорно, легендарной земле.

Янушевский Ю. Г.

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.

 

 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх